- план производства (потребность в производственных мощностях, рабочей силе, оборудовании и т.д.)
- план менеджмента (структура компании, руководящие органы и т.д.);
- финансовый план (прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).
Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком - владельцем или представителем руководства фирмы. Подобные встречи позволяют кредитному инспектору выяснить не только важные детали кредитной сделки, но и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы кредитному работнику нет необходимости выяснять все аспекты работы компании - заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах, представляющих интерес для банка - кредитора.
Практика ведущих зарубежных банков показывает, что ознакомительная беседа с потенциальным заемщиком может касаться следующих вопросов, заданных в определенной последовательности (см. табл. 1)
Таблица 1
Вопросы кредитного работника к
потенциальному заемщику
1. Сведения о клиенте и его компании: |
- какая правовая форма у компании |
- когда она была учреждена |
- как была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве обеспечения |
- подвержено ли это имущество порче |
- каковы издержки по его хранению |
- кто владелец (основной акционер или пайщик) компанией, сколько акций (паев) он имеет |
- какова основная продукция компаний (или каковы виды основных услуг) |
- каков опыт и квалификация менеджеров |
- прибыльна ли компания |
- кто основные клиенты - поставщики и покупатели компаний |
- на каких условиях продается товар (услуга)? |
2. Вопросы об испрашиваемом кредите |
- на какую сумму клиент хотел бы получить кредит |
- как им определена эта сумма |
- достаточно ли обосновано составлен прогноз финансовых потребностей |
- учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить кредит, срок службы активов, финансируемых с помощью кредита |
- учитывают ли условия кредита способность клиента погасить кредит в срок? |
3. Вопросы о погашении кредита |
- как клиент предполагает погашать кредит |
- сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла |
- имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита |
- есть ли юридические лица готовые дать гарантию, поручительство |
- каково их финансовое положение? |
4. Вопросы об обеспеченности возврата кредита |
- каков вид обеспечения |
- кто владелец обеспечения |
- где и под чьим контролем оно находиться |
- как была осуществлена оценка имущества, предлагаемая в качестве обеспечения? |
5. Вопрос об отношениях клиента с другими банками |
- услугами каких банков пользуется в настоящее время клиент |
- обращался ли он за кредитом в другие банки |
- почему клиент пришел именно в этот банк |
- имеет ли клиент непогашенные кредиты, какова их сумма и сроки погашения? |
Другие материалы:
Сущность сбережений, их виды и значение
В экономической литературе встречается большое количество определений понятия «сбережения». Поэтому в первую очередь рассмотрим, что представляют собой сбережения домохозяйств. Наиболее простое определение термина «сбережения» дано О.И.Лаврушиным: «…воздержание от трат» [10, с. 54].
«Личные сбере ...
Органы управления и организационная структура Центрального банка
Высшим органом управления Банком России является Совет директоров. Закон определяет состав, полномочия и порядок назначения, основные функции и вопросы организации работы высшего управляющего органа Банка России. Совет директоров – это коллегиальный орган. Он определяет основные направления деятел ...
Сущность и характеристика банковских инноваций в
сфере обслуживания физических лиц
В предыдущем разделе мы определили понятие банковской инновации как нового банковского продукта. Чтобы дать характеристику банковских инноваций в сфере обслуживания физических лиц, необходимо определить какие банковские продукты на рынке предлагаются для физических лиц.
Операции банков по обслужи ...