Объект деятельности
финансового менеджмента в коммерческом банке — процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.
Предмет деятельности
финансового менеджмента в коммерческом банке — разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).
Цель
финансового менеджмента в коммерческом банке — определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.
Примеры заданных параметров, влияющих на устойчивость коммерческого банка, приведены в таблице 3.
ТАБЛИЦА 3
Заданные параметры |
Режим деятельности |
Максимизация прибыли банка |
Минимально допустимая нормативная ликвидность |
Максимизация ликвидности банка |
Норма прибыли, обеспечивающая окупаемость финансовых операций банка |
Сбалансированность прибыльности и ликвидности банка |
Норма прибыли, обеспечивающая рыночный доход. Управление ресурсной базой банка на основе её дифференциации по срокам, объёмам и стоимости соответственно возможностям активных операций банка |
Финансовый менеджмент в коммерческом банке, как и любая система управления, состоит из двух подсистем:
— управляемой, или объекта управления;
— управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.
Субъектом управления
финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.
Объект управления
— денежные средства банковской клиентуры совершают движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В процессе финансового менеджмента в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.
Процесс трансформации денежных средств в системе финансового менеджмента коммерческого банка проходит через управление финансовыми операциями банка, которые отражаются на его устойчивости. Поэтому в таблице 4 выделены пять блоков устойчивости с 12 подблоками, являющимися функциями по управлению каждого из видов устойчивости. Ниже представлены блоки устойчивости коммерческого банка с пояснениями содержания их функций.
ТАБЛИЦА 4
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА |
1. Программирование банка на основе финансово-экономических нормативов деятельности банка (внешних и внутренних), программирование и стратегия деятельности банка |
2. Мониторинг и анализ деятельности банка, идентификация традиционных банковских рисков на основе балансовых обобщений |
3. Текущая оценка экономических выгод, операционно-стоимостный анализ банка и трансфертное ценообразование |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА |
4. Планирование деятельности банка: маркетинговая стратегия и бизнес-планирование подразделений банка |
5. Организационное построение банка (линейная, дивизионная, матричная структура; ориентация на услугу или клиента) |
6. Управление человеческим капиталом: мотивация, материальное стимулирование, раскрытие инновационного потенциала |
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА |
7. Специализация банка |
8. Универсализация банка |
КОММЕРЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА |
9. Продуктовая политика банка и функционально-технологическая поддержка продуктового ряда банка |
10. Финансовый менеджмент клиентуры банка и его развитие в инновационное направление деятельности банка на основе потребностей клиентов (рынка) или управление изменениями (реинжиниринг процессов обслуживания клиентов) |
КАПИТАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА |
11. Кредитно-инвестиционная политика банка |
12. Эмиссионно-учредительская и фондовая политика банка |
Другие материалы:
Содержание и исполнение договора банковского вклада
Основными правами вкладчика и соответственно основными корреспондирующими им обязанностями банка являются возврат вкладчику полученной банком суммы вклада и выплата причитающихся ему процентов.
В связи с этим в законе содержатся особые требования по обеспечению возврата вклада. Банки обязаны обес ...
Сущность
денег, их функции
Сущность денег. Выступая необходимым элементом товарного производства, активным компонентом всех экономических процессов в национальных и мировом хозяйствах, деньги представляют собой очень сложное, многогранное и постоянно развивающееся общественно-экономическое явление. В связи с этим трактовка ...
Кредитный риск и методы управления им
Кредитный риск
– риск возникновения частых убытков или недополучения дохода по банковской ссуде, вследствие неспособности или нежелания заемщика выполнять свои обязательства перед банком. Непогашение ссуд заемщиком приносит банкам крупные убытки и служит одной из наиболее частых причин банкротств ...