Тем не менее, система финансирования экспорта с помощью коммерческих кредитов не смогла решить проблему долгосрочного финансирования экспортных поставок как в отношении объема такого финансирования, так и в отношении условий предоставления кредитов. Это было связано с тем, что подобная система кредитования в основе своей опиралась при мобилизации средств для рефинансирования на частную банковскую систему, предоставлявшую в лучшем случае среднесрочные кредиты. Кроме того, стоимость таких кредитов была довольно большой. Включение части ее в цену поставки с целью уменьшения процентной ставки не всегда было возможным и целесообразным. Поэтому, именно перед западноевропейскими странами встала проблема создания специализированных систем долгосрочного кредитования внешних операций с развивающимися странами.
В конце 60-х гг. для удлинения сроков коммерческих кредитов стала применяться практика «комбинированного» финансирования, при которой частные банки берут на себя финансирование сделки в течение первых лет действия кредитного соглашения, а другие кредитные институты – непосредственно подключаются к кредитной операции в последующие годы. Обычно частные банки финансировали коммерческие кредиты на срок до 4-5 лет после поставки, а государственные – на последующие 5-7 лет и более. В целом, системы долгосрочного кредитования в западноевропейских странах в конце 60-х гг. развивались по пути развития прямого государственного кредитования иностранных покупателей и предоставления финансовых кредитов.
Наиболее быстрыми темпами в 60-е гг. росли прямые государственные кредиты. С 1961 по 1967 г. среднегодовая сумма таких кредитов возросла более чем в 2 раза по сравнению со среднегодовой суммой их в течение предыдущего пятилетия. Однако после резкого скачка на рубеже 50-60-х гг. они росли сравнительно умеренными темпами. Более умеренными темпами рос объем частных коммерческих кредитов. Относительное значение частных кредитов (основную массу которых составляют коммерческие кредиты) в целом уменьшилось, но первенства они не уступили.
Большое распространение получили коммерческие кредиты, используемые для финансирования экспорта, однако нередко они не опосредствовали товарные поставки, а предоставлялись для финансирования иностранных предприятий, в деятельности которых заинтересован кредитор. В 60-х гг. такая практика приобрела особый размах в Италии, где кредиты иностранных компаний своим дочерним предприятиям на срок более 5 лет могли предоставляться без предварительного разрешения казначейства и министерства внешней торговли. Коммерческие кредиты предоставлялись, в первую очередь, покупателям стран с высокой стоимостью кредита (Япония, Италия и др.), но были случаи и экспортной продажи машин и оборудования в кредит и в ФРГ, Англию и США.
В конце 60-х гг. роль коммерческих кредитов как средства форсирования сбыта на рынке развитых стран возросла, получившая большое развитие практика продажи в рассрочку бытовых машин и производственною оборудования на внутреннем рынке этих стран заставила и иностранных поставщиков прибегнуть к ней.
Западноевропейские фирмы предоставляли кредиты на те же сроки, что и на денежном рынке страны импортера. Кредиты при продаже станков, грузовых машин, складского оборудования, строительных машин предоставлялись обычно на 2-3 года. Однако иностранные поставщики могли давать кредиты и на более длительные сроки. Наиболее гибкую политику в этом плане проводили фирмы ФРГ. Например, при продаже станков на внутреннем рынке небольшие и средние итальянские фирмы получали рассрочку платежа до 2-3 лет. Фирмы же ФРГ поставляли в Италию станки в кредит на срок от 2 до 5 лет, а в период спада конъюнктуры в 1964-65 гг. даже на срок до 10 лет.
Фирмы-поставщики шли на предоставление кредитов иностранным покупателям подчас даже с большей задолженностью, чем банки страны-импортера. В свою очередь, фирмы-импортеры также предпочитали обращаться за кредитами к экспортерам, т.к. условия были выгоднее, а возникавшая задолженность не лишала их возможности получать кредиты у местных банков. Фирмы-кредиторы получали ссуды на экспортные нужды у своих банков, как правило, по льготным ставкам, а их кредитные операции гарантировались от различных рисков государственными страховыми компаниями. Естественно, что острая конкурентная борьба с помощью экспортных кредитов имела место при продаже тех видов товаров, на рынке которых наблюдалась особенно плохая конъюнктура.
Даже в США представление прямых правительственных кредитов и прямых кредитов государственных кредито-финансовых организаций для финансирования экспорта в конце 60-х годов резко сократилось. Сокращение таких операций Экспортно-Импортным банком сопровождалось расширением практики предоставления американскими экспортерами коммерческих кредитов.
В начале 70-х годов коммерческое кредитование все еще оставалось главным финансовым инструментом сбыта продукции в оптовом звене. Однако свойственная коммерческому кредиту угроза нарушения цепной платежной зависимости в процессе купли-продажи товара делала другие виды кредитования внешней торговли все более предпочтительными.
Другие материалы:
Классификация лизинга. Формы и виды лизинговых операций
При выделении видов лизинга исходят прежде всего из признаков их классификации, которые характеризуют: отношение к арендуемому имуществу; тип финансирования лизинговой операции; тип лизингового имущества; состав участников лизинговой сделки; тип передаваемого в лизинг имущества; степень окупаемост ...
Права службы внутреннего контроля
Служба внутреннего контроля и её сотрудники согласно действующим нормативно-правовым актам вправе:
Получать от руководителей и уполномоченных ими сотрудников проверяемого подразделения необходимые для проведения проверки документы в том числе:
· приказы и другие распорядительные документы, издан ...
Концепция маркетинга в Сбербанке РФ
Поставленные цели и задачи требуют принятия маркетинговой политики Сбербанка, отвечающей предпочтениям и потребностям целевых групп существующих и потенциальных клиентов. Активная адресная продажа продуктов и услуг предусматривает определенные приоритеты в продуктовой политике, а также оптимизацию ...