В целом, говоря о развитии бирж в ХYIII веке, можно сказать, что их создание шло довольно медленно и в основном они располагались в портах, через которые шли крупные потоки международной торговли.
Биржи первоначального периода были биржами реального товара, обслуживавшими потребности торговли. В ХIХ веке таких бирж стало много во всех крупных странах как Европы, так и Северной Америки и Японии.
Различный подход в разных странах к вопросу об участниках биржевого торга дал в процессе развития бирж две разновидности: открытую и закрытую биржу.
На открытой бирже торговля велась непосредственно самими участниками хозяйственных отношений, т.е. продавцами и покупателями реальных товаров, каждый из которых имел доступ на торги. Однако по мере увеличения объема операций появилась необходимость в привлечении специализированных участников-посредников, что позволяло самим продавцам и покупателям не тратить время на осуществление операций. Часто эти посредники выделялись из числа наиболее удачно действующих участников, либо появлялись извне.
В переходный период во многих случаях существовала открытая биржа смешанного типа, на которой действовали как сами продавцы и покупатели, так и посредники. Одна из групп посредников специализировалась на операциях для клиентов, а другая вела сделки от своего имени и за свой счет.
На закрытой бирже торговля велась только специализированными участниками, всем другим лицам доступ в зал для торговли был запрещен. Появление биржи закрытого типа привело к существенным изменениям в организации биржевых операций, так как потребовалось создать систему сбора и обработки заказов на осуществление операций от клиентов. В итоге крупнейшие биржи стали создавать свои периферийные службы за пределами главного здания биржи, что приблизило торговлю к клиентам.
Существование бирж открытого и закрытого типа было связано не только с определенными этапами в развитии самих бирж, но и во многом определялось ролью государства в этом процессе. Так, в Англии и Америке государство никак не вмешивалось в деятельность бирж, они носили характер корпорации либо частного учреждения и являлись закрытыми организациями. В то же время в Германии государство само учреждало их и всесторонне регулировало их деятельность. Эти биржи именовались публичными и носили открытый характер.
Интересное исследование истории бирж провел русский ученый А.Филиппов, который изучал товарные биржи начала ХХ века. В своих работах он выделил четыре основных типа бирж в зависимости от сочетания двух факторов:
степени вмешательства государства в сферу биржевого оборота. и
формы организации бирж как открытых или закрытых рынков.
Как отмечал А.Филиппов, биржи первого типа - это доступное для всех собрание. Такие биржи либо вообще не имели каких-то законодательных норм, регулирующих их деятельность, либо это регулирование было весьма ограниченным. Правительство брало на себя функцию только общего надзора за порядком на биржах. Любой желающий мог стать участником биржевого торга, а биржевое помещение предоставлялось либо правительством, либо какой-то компанией. Биржи такого типа существовали в Голландии, Бельгии и Франции. [3, 31]
Второй тип бирж - это всесторонне регламентируемое государством собрание. Биржевая торговля регулируется законодательством и находится под строгим контролем администрации. Посетители и участники биржи не организованы в корпорации, сама биржа представляет собой открытое собрание, а члены биржевого комитета назначаются не биржей, а соответствующей государственной инстанцией. К такому типу относилось большинство германских бирж, за исключением бирж в ганзейских городах.
Другие материалы:
Организационная структура и характеристика Муромцевского отделения Сбербанка
РФ
Сбербанк России – лидер среди российских банков и крупнейший банк Центральной и Восточной Европы. В 2006 году Сбербанк впервые вошел в сотню ведущих мировых финансовых организаций по версии журнала The Banker, заняв 82 место, а по версии The Financial Times Сбербанк занимает 43 место в рейтинге кр ...
Средства рекламной деятельности в банке и их виды
Формы рекламы очень многообразны. С точки зрения банковской специфики особое значение имеет классификация форм рекламы в зависимости от рекламируемых объектов. Исходя из этого критерия, различают: рекламу банковского продукта (проводится с целью ознакомления клиентов с новыми услугами), рекламу кр ...
Общая характеристика государственных ценных бумаг
Государственные ценные бумаги (ГЦБ) - это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.
Наименование ГЦБ. Хотя по своей экономической сути все виды ГЦБ есть долговые ценные бумаги, на практике каждая самостоятельная ...