Средствами населения в размере от 1 до 10 млрд. руб. обладали 263 банка (30,6%), в сумме они аккумулировали 11,1% средств.
342 банка (39,8% по количеству) привлекли от 100 млн. до 1 млрд. руб. - в совокупности это соответствует 1,9% привлеченных средств населения. Остальные банки (188 организаций или 21,9% общего количества), в которых вклады физических лиц составляют менее 100 млн. руб., сумели аккумулировать лишь 0,1% средств населения.
Структура рынка вкладов физических лиц по количеству открытых счетов показывает похожее распределение.
Рис.11. Концентрация вкладов среди банков-участников ССВ
В целом на протяжении 2009 г. продолжился процесс концентрации вкладов в крупных и средних банках. Также можно отметить, что вслед за ростом объема вкладов происходит рост численности банков в группах с большим объемом вкладов. С 1 января 2009 г. по 1 января 2010 г. число банков, привлекших свыше 10 млрд. руб. средств населения, выросло с 53 до 66, а количество банков с объемом вкладов от 1 до 10 млрд. руб. - с 236 до 263 банков. Число банков с объемом вкладов до 1 млрд. руб., напротив, снизилось.
8) Рост доверия населения к банковской системе согласно социологическим исследованиям. Все исследуемые страны единодушно отмечают, что введение ССВ способствовало повышению доверия населения к банковской системе.
Так, в России согласно результатам исследования инвестиционного поведения населения проведенного ВЦИОМ по заказу АСВ, за прошедшие три года 16% опрошенных стали с большим доверием относиться к банкам. Всего доверие к банкам испытывают 38% респондентов. Около 7% опрошенных ответили, что под влиянием ССВ впервые открыли банковский счет, увеличили размер вклада или увеличили срок депозита [4].
К главному отрицательному моменту следует отнести то, что из-за вступления банков в систему страхования вкладов произошло снижение процентных ставок, особенно по рублевым депозитам. Уже после первого этапа действия закона многие банки снизили ставки по депозитам на 0,5 - 1% [2].
В целом исследования показывают, что введение системы страхования вкладов способствовало повышению доверия вкладчиков к банкам и уровня их защищенности, быстрому росту организованных сбережений - ресурсной базы банковского сектора, формированию конкурентной рыночной среды на рынке вкладов, более равномерному распределению депозитов по банковской системе и, как следствие, росту ее устойчивости.
[1] Истечение срока действия временных мер по защите вкладчиков – это завершение срока действия полной гарантии или увеличенного лимита страхового покрытия.
[2] См. “Tripartite working group on exit strategy for the full deposit guarantee,” Bank Negara Malaysia press release, July 22, 2009, available at http://www.bnm.gov.
[3] Директива 2009/14/УС Европейского Парламента и Совета была утверждена 11 марта 2009 г. и предложила пересмотреть Директиву 94/19/EC – действующие правила ЕС в отношении систем гарантирования депозитов. Новые нормы призваны усилить защиту вкладчиков, особенно в плане лимита страхового покрытия и сроков начала страховых выплат. Она предлагает увеличить лимит страхового покрытия до 100,000 евро на одного вкладчика, если только результаты оценки Комиссией, представленные в Европейский Парламент и Совет к концу 2009 г. не будут свидетельствовать о нецелесообразности такого увеличения и гармонизации.
[4] Прирост (уменьшение) вкладов, приобретение ценных бумаг, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости.
[5] Текущий курс – 24,6 рублей за 1 доллар США.
Другие материалы:
Перспективы
развития банковских услуг
В современных условиях банки расширяют свою деятельность начиная новые или расширяя действующие сегменты услуг банковского рынка. Одной из важнейших задач является формирование среды добросовестной конкуренции деятельности банков. Состояние конкурентной среды на рынках банковских услуг призвано сп ...
Филиальная сеть
Обширная филиальная сеть — одно из основных конкурентных преимуществ Банка. Региональная банковская структура представлена на всей территории страны, во всех субъектах Российской Федерации и насчитывает немногим менее 20 тыс. подразделений.
Банк проводит планомерную политику оптимизации структуры ...
Проблемы совершенствования банковского обслуживания
Опыт комплексного обслуживания клиентов постепенно внедряется отечественными коммерческими банками, которые начинают выполнять новые услуги (трастовые, консультационные, лизинговые, факторинговые, валютные, поручительские и прочие), удовлетворяя все более сложные потребности клиентов. Такой подход ...