Бумажные деньги почти неизбежно связаны с инфляцией, они не устойчивы, так как их выпуск связан не только с реальными потребностями оборота в деньгах, но и с непроизводительными расходами. Обесценение их реально выражается в снижении покупательной способности денег по отношению к товарам, услугам. Обесценение проявляется в общем росте товарных цен – оптовых и розничных. Механизм регулирования обращения бумажных денег значительно затруднен. Разность между номинальной стоимостью выпущенных бумажных денег и расходами на их печатание образует эмиссионный доход государства. Обесценение бумажных денег ведет к перераспределению национального дохода, обычно рост номинальной заработной платы отстает от повышения цен, а также к потере доверия к таким деньгам.
В современных условиях практически нет классических бумажных денег, выпускаемых государством для финансирования его расходов. В основном обращаются кредитные деньги.
Кредитные деньги – вид денег, порожденный развитыми кредитными отношениями, основа современного платежно-расчетного механизма.
Кредитные деньги можно определить как кредитный знак стоимости и основу их составляет функция денег как средства платежа. Кредитная природа современных денег обусловлена порядком их эмиссии по следующим основным каналам: кредитование народного хозяйства, кредитование государства и под прирост официальных золотовалютных резервов.
Большая часть кредитных денег представляет собой средства на различных счетах и обращаются в основном в виде безналичных расчетов. Кредитные деньги тоже лишены значительной собственной стоимости, но с момента своего возникновения они выступают как знаки кредита и знаки полноценных денег.
Эмиссии денег обычно предшествуют кредитные операции, совершаемые банками. Например, непосредственная связь кредита с обращением денег возникает при предоставлении платежных кредитов хозорганам, когда у них в момент покупки необходимых товаров, услуг, отсутствуют деньги для их оплаты. Полученные у банка кредиты покупатели перечисляют в порядке безналичных расчетов на счета поставщиков, а последние превращают часть полученной денежной выручки в наличные деньги (банкноты), используя их для выплаты заработной платы и др.
Выпуск кредитных денег предполагает осуществление кредитных операций в связи с реальными процессами производства и реализации продукции. Благодаря этому может достигаться увязка объема платежных средств, потребностью оборота в деньгах. При нарушении этого требования кредитные деньги превращаются в бумажные денежные знаки. Увязка оборота кредитных денег (выпуска-изъятия) происходит не по каждой кредитной операции, а по их совокупности, в целом по народному хозяйству.
Можно выделить следующие основные виды кредитных денег или кредитных орудий обращения: банкнота, вексель, чек, кредитная карточка.
Кредитные деньги отличаются от бумажных по следующим направлениям:
- по цели эмиссии. Кредитные деньги выпускаются в порядке кредитования, бумажные для покрытия государственных расходов (дефицита бюджета);
- по обеспечению. Кредитные деньги обеспечены реальными товарно-материальными ценностями, валютными резервами, бумажные, как правило, такого обеспечения не имеют;
- по особенностям обращения. Бумажные деньги в процессе обращения обесцениваются и возвращаются в банки с реально меньшей покупательной способностью. В то же время кредитные деньги более устойчивы, хотя в процессе их оборота реалии экономической жизни могут способствовать также их частичному обесценению. В этом случае они приближаются к бумажным деньгам, также, как правило, наделены принудительным курсом обращения, но сохраняют кредитную основу.
В зависимости от формы существования различаются наличные деньги и деньги безналичного оборота. И те и другие являются составляющими денежного оборота; имеют одинаковую денежную единицу (рубль); переходят друг в друга беспрепятственно; регулирование объема денег безналичного оборота, как и наличных, осуществляется с помощью кредитных операций. Распространение безналичных расчетов привело к возникновению новых денежных инструментов для совершения платежей без непосредственного оборота наличных денежных средств, с помощью различных ценных бумаг (обязательств предприятий и банков, например векселей, чеков, сертификатов и др.).
С развитием компьютерных и передовых телекоммуникационных технологий появилась возможность отказаться от бумажных носителей денег путем перехода на систему электронного перевода средств, в которой все платежи производятся посредством электронных телекоммуникаций, так появилось понятие «электронные деньги» как особый инструмент платежа.
Электронные деньги – это хранящиеся в электронном виде на программно-техническом устройстве единицы стоимости, принимаемые в качестве средства платежа при осуществлении расчетов и выражающие сумму обязательств эмитента перед держателем по погашению электронных денег. Электронные деньги – своего рода заменители наличных и безналичных денег в качестве средства платежа, которые не дублируются записями на банковских счетах. Электронные деньги появились в конце XX века и представляют новый этап в развитии товарно-денежных отношений.
Другие материалы:
Основные понятия рынка ценных бумаг
Сущность и структура рынка ценных бумаг.
Следует различать три понятия: финансовый рынок, фондовый рынок и рынок ценных бумаг.
Финансовый рынок – это рынок, на котором объектами купли- продажи выступают деньги и капиталы.
Рис. 1. Структура финансового рыка.
Фондовый рынок – это рынок ценных ...
Вексель, вексельное обращение
Вексель – это ни чем не обусловленное долговое обязательство строгой формы (или приказ векселедателя плательщику) уплатить определенную сумму в определенном месте в определенный срок.
Финансовый вексель – долговое обязательство, выдаваемое за предоставление в долг денежной суммы. Векселедатель- б ...
Проблемы и перспективы развития биржевой торговли в
РК
Стратегические цели развития торгово-экономических отношений Республики Казахстан, как известно, направлены на интеграцию в мировое хозяйственное пространство, в ближайшее время решаются вопросы вступления в ВТО. Определяя свое будущее в мировом экономическом пространстве, экономической стратегией ...