Организации безналичных расчетов основывается на договорных отношениях не только между банками и их клиентами, ведь потребность в платежах возникает у хозяйствующих субъектов в связи с осуществлением конкретных сделок, выполнением финансовых обязательств и т.п. Таким образом, безналичные расчеты клиентов банков базируются на договорах на поставку товаров, выполнение работ, предоставление услуг (основных договорах). В этих договорах, кроме всего прочего, оговаривается форма, в которой будут осуществляться безналичные платежи. Банки не имеют права контролировать исполнение клиентами обязательств по основному договору и вмешиваться в отношения между его сторонами.
П о р я д о к п р о в е д е н и я б е з н а л и ч н ы х р а с ч е т о в устанавливается законодательством и определяет виды и форму платежных документов, сроки их исполнения, правила документооборота, очередность платежей, ответственность сторон за соблюдение платежной дисциплины и т.д. Он является единым для всех участников и действует независимо от конкретной формы расчетов.
В Республике Беларусь безналичные расчетные операции проводятся банками на основании платежных инструкций клиентов.
Платежная инструкция представляют собой указания инициатора платежа банку-отправителю[29] перевести в пользу бенефициара определенную сумму денежных средств. Инициатором платежа может выступать и плательщик, и бенефициар. Клиент может выдать платежные инструкции банку-отправителю двумя способами: предоставив ему расчетные документы (платежные поручения, платежные требования или платежные требования-поручения), либо посредством использования платежных инструментов (чеков, банковских пластиковых карточек и т.д.). Платежные инструкции могут оформляться на бумажном носителе или в виде электронного документа, требования к их форме и содержанию устанавливаются Национальным банком. Получив платежную инструкцию клиента, банк обязан исполнить ее не позднее банковского дня, следующего за днем ее представления. Обстоятельства, при которых банк имеет право отказаться выполнять платежные инструкции клиентов, определяются действующим законодательством.
Последовательное перемещение платежных инструкций в процессе совершения платежей называется документооборотом. Каждому виду платежной инструкции присущи свои особенности документооборота и его продолжительность. Основные правила документооборота в различных формах безналичных расчетов разрабатываются Национальным банком, в соответствии с ними каждый банк устанавливает собственный порядок перемещения платежных инструкций между его структурными подразделениями.
Все платежи со счета клиента банк осуществляет в той последовательности, в которой поступили к нему платежные инструкции по этим платежам. Однако если средств на счете недостаточно для оплаты всех поступивших платежных инструкций, для клиента большое значение приобретает очередность, в которой банк будет проводить расчеты по его обязательствам.
Очередность платежей ¾ это последовательность списания средств с текущих (расчётных) и других счетов для оплаты поступивших платежных инструкций при недостатке средств на счёте. Она устанавливается в законодательном порядке и является для банков обязательной.
Выделяют следующие виды очередности: календарную, целевую и по усмотрению клиента. Календарная очередность подразумевает исполнение платежных инструкций в той последовательности, в какой они поступили в банк (независимо от цели и значения платежей). Ее недостаток заключается в том, что второстепенные для клиента обязательства могут быть оплачены в ущерб наиболее важным для него платежам. Целевая очередность предусматривает следующий порядок: исходя из экономического значения платежей определяются группы их очередности; оплата каждой последующей группы осуществляется только после завершения всех платежей предыдущих групп.
Другие материалы:
Продукт деятельности коммерческого банка
Объект деятельности
финансового менеджмента в коммерческом банке — процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.
Предмет деятельности
финансового менеджмента в коммерческом банке — разработка и использование систем и методик рациона ...
Особенности реализации рекламной стратегии на рынке
банковских услуг
Банковская реклама сегодня эволюционирует на наших глазах. Меняется философия - банки перестают представлять себя как самые лучшие, они начинают позиционировать себя как просто удобные.
"Последние два года рост объемов рекламы банковских услуг составляет более 30% в год", - рассказывает ...
Развитие ипотечного кредита в Республике Беларусь
Приоритетность развития банковского кредитования, в том числе ипотечного жилищного кредитования как альтернативы бюджетному финансированию в жилищной сфере, определена Концепцией развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 года и Концепцией создания ипотечного жилищного креди ...