Статьей 26 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" определено, что для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности. В аналогичном порядке страховщики вправе создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества (резервы предупредительных мероприятий (далее - РПМ).
Согласно п.6 Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденных Приказом Минфина России от 11.06.2002 N 51н, вступивших в силу с 1 января 2003 г., страховые резервы включают:
- резерв незаработанной премии (далее - РНП);
- резервы убытков: резерв заявленных, но не урегулированных убытков (далее - РЗУ) и резерв произошедших, но не заявленных убытков (далее - РПНУ);
- стабилизационный резерв;
- резерв выравнивания убытков по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- резерв для компенсации расходов на осуществление страховых выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в последующие годы;
- иные страховые резервы.
В соответствии с Письмом Минфина России от 15.04.2002 N 24-00/КП-51 "О резерве предупредительных мероприятий" страховые организации при разработке положений о порядке формирования страховых резервов не вправе включать РПМ в состав страховых резервов. Если в структуре страхового тарифа предусмотрены отчисления в РПМ, то страховщик должен производить такие отчисления, а также расходовать их в соответствии с целевыми направлениями. При определении базовой страховой премии для расчета страховых резервов размер брутто-премии уменьшается на отчисления в РПМ. Страховщики вправе использовать средства РПМ в соответствии с положениями законодательства, в связи, с чем представления в Минфин России (Департамент страхового надзора) для согласования положений о резерве предупредительных мероприятий не требуется[1].
В соответствии с п.2 Правил формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, утвержденных Приказом Росстрахнадзора от 18.03.1994 N 02-02/04, которые действовали до 1 января 2003 г., страховые резервы включали основные технические резервы (в том числе РНП, РЗУ, РПНУ). Страховщик по согласованию с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью мог образовывать дополнительно технические резервы - резерв катастроф (РК) и резерв колебаний убыточности (РКУ), а также другие виды технических резервов, связанных со спецификой обязательств, принятых по договорам страхования. Величина технических резервов определялась путем оценки в денежной форме финансовых обязательств страховщика по предстоящим страховым выплатам.
Кроме того, страховые резервы включали РПМ, который не является техническим резервом. РПМ предназначен для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества, а также для целей, предусмотренных страховщиком в Положении о резерве предупредительных мероприятий. Положение о резерве предупредительных мероприятий утверждалось Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью (п.4.5 Правил формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, утвержденных Приказом N 02-02/04).
Величина технических резервов определялась путем оценки в денежной форме финансовых обязательств по предстоящим страховым выплатам. РПМ формировался путем отчисления от страховой брутто-премии, поступившей по договорам страхования в отчетном периоде. Размер отчислений в РПМ исчислялся исходя из процента, предусмотренного в структуре тарифной ставки на эти цели. Конечная величина РПМ соответствовала сумме отчислений в данный резерв в отчетном периоде, увеличенной на величину РНП на начало отчетного периода и уменьшенной на сумму израсходованных средств на предупредительные мероприятия в отчетном периоде. (п.4.5 Правил формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, утвержденных Приказом N 02-02/04)[2].
Другие материалы:
Основные направления развития банковской системы на 2010-2012 гг
Так, если по действующему законодательству основной задачей Национального Банка является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты, то согласно последним изменениям основной целью Национального Банка станет обеспечение стабильности цен.
Основной причиной данных изменений я ...
Проблемы применения современных информационных
технологий – скоринга в кредитном процессе и пути их решения
В настоящий момент в российской банковской практике остро стоит вопрос о том, как оценивать перспективную финансовую состоятельность заемщика, т.е. как убедится в том, будет ли он располагать возможностями выполнить свои денежные обязательства по кредиту к моменту истечения срока действия кредитно ...
Анализ состава, структуры и динамики доходов банка
С целью анализа состава, структуры и динамики доходов банка составим таблицу 2.1.1 и на основании ее данных определим место процентных и непроцентных доходов в их общей сумме, а также удельный вес основных видов непроцентных доходов в их общей сумме. Также изучим изменение состава и структуры дохо ...