Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу ч. 1 ст. 1, ст. ст. 2, 7, ч. ч. 1 и 3 ст. 37, ч. ч. 1 и 2 ст. 39, ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 45, ст. 59, пп. "в" и "м" ст. 71 Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.
Реализуя данную конституционную обязанность государства, федеральный законодатель установил для военнослужащих обязательное государственное страхование жизни и здоровья, определив в Федеральном законе "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих ." условия и порядок его осуществления.
Кроме того, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П определен конституционно-правовой смысл обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Конституционным Судом Российской Федерации установлено, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Таким образом, страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим, наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов (ст. 1084 ГК РФ, ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), входит в гарантированный государством объем возмещения, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.
Указанным выводом Конституционный Суд Российской Федерации раскрывает основные принципы не только обязательного государственного страхования жизни военнослужащих, но и в целом конституционной обязанности государства по удовлетворению военнослужащих материальным обеспечением и компенсацией в случаях причинения вреда их жизни при прохождении военной службы[38].
Выделим три основных принципа:
1. Компенсация вреда производится в полном объеме. Государство, учитывая особый статус военнослужащих, гарантирует им и членам их семей полную материальную компенсацию полученного повреждения здоровья, которая реализуется посредством выплат разных видов:
- обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц;
- выплаты в целях возмещения вреда (ст. 1084 ГК РФ);
- единовременные пособия, определенные п. п. 2 и 3 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"[39];
- возмещение вреда на основании п. п. 5 и 6 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих";
Другие материалы:
Выпуск банками векселей
Банковский вексель имеет в своей основе депозитную природу в отличии от кредитной по классическим векселям, представляющим собой орудие коммерческого кредита, обусловленного реальными потребностями торгово-промышленного оборота. Его цель – содействие реализации товаров с отсрочкой платежа. Банковс ...
Состояние и тенденции развития рынка коллекторских
услуг
В апреле 2007 года в России создана Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентств (НАПКА)[29].
Основными предпосылками для создания НАПКА стали рост объемов кредитования и последовавший за ним рост объемов просроченной задолженности, а также отсутствие законодательной базы, регу ...
Организационная структура и характеристика Муромцевского отделения Сбербанка
РФ
Сбербанк России – лидер среди российских банков и крупнейший банк Центральной и Восточной Европы. В 2006 году Сбербанк впервые вошел в сотню ведущих мировых финансовых организаций по версии журнала The Banker, заняв 82 место, а по версии The Financial Times Сбербанк занимает 43 место в рейтинге кр ...