В связи с развитием деятельности по осуществлению грузоперевозок особую актуальность приобретает вопрос обеспечения защиты интересов перевозчиков и лиц, пользующихся услугами перевозчиков. В процессе перевозки груза перевозчик сталкивается с многочисленными рисками, связанными прежде всего с вероятностью причинения ущерба имущественным интересам третьих лиц. При этом у перевозчика может возникнуть как договорная, так и внедоговорная ответственность. Первая наступает вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договора перевозки, вторая - в случаях причинения вреда, не связанного с договорными обязательствами.
Ответственность перевозчика по договору перевозки определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), транспортными уставами (кодексами), регулирующими деятельность отдельных видов транспорта, и соглашением сторон.
В ГК РФ вопросы перевозки рассматриваются в 40-й главе "Перевозка". Согласно ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза (багажа) произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Причиненный ущерб возмещается перевозчиком в следующих размерах:
- в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости утраченного или недостающего имущества;
- в случае повреждения (порчи) груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденных ценностей - в размере их стоимости;
- в случае утраты груза (багажа), сданного к перевозке с объявлением его стоимости, - в размере указанной стоимости.
Наряду с возмещением установленного ущерба перевозчик возвращает провозную плату, если она не входит в стоимость груза.
Согласно "Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации" (Федеральный закон от 8 января 1998 г.) железная дорога несет имущественную ответственность за несохранность груза в размерах, установленных в ГК РФ. В уставе перечислены случаи, когда перевозчик освобождается от ответственности (перевозка груза осуществлялась в сопровождении грузоотправителя или грузополучателя, недостача груза не превышает норм естественной убыли и др.).
Воздушный кодекс Российской Федерации устанавливает, что авиаперевозчик несет ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза, багажа и вещей, находящихся при пассажире. Если багаж и груз приняты к перевозке с объявлением ценности, то размер ответственности равен величине объявленной стоимости, если без объявления ценности - величине их стоимости, но не более суммы двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) за килограмм веса багажа или груза. За вещи, находящиеся при пассажире, ответственность перевозчика определяется их стоимостью, а если установить последнюю невозможно - в размере не более десяти МРОТ. Авиаперевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять, а также докажет, что утрата и повреждение имущества произошли не во время воздушной перевозки. Кодекс предоставляет перевозчику возможность заключать соглашение с пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с вышеприведенными[57].
Другие материалы:
Классификация депозитных операций коммерческих банков
Пассивные операции коммерческого банка характеризуют источники средств и природу связей банка. Именно они в значительной степени предопределяют условия, формы и направления использования банковских ресурсов, т.е. состав и структуру активных операций.
Депозитные (вкладные) операции коммерческого б ...
Основные этапы развития банковской системы РФ
Банковская система является неотъемлемой частью экономики любого государства, так как банки представляют собой структурную, основную единицу сферы денежного обращения. Банки организуют денежный оборот и кредитные отношения, финансируют различные области экономики, осуществляют страховые операции, ...
История Citi в мире
В начале главы, было сказано несколько слов об истории создания Citibank. Теперь хотелось бы остановиться на этом немного подробнее.
Первый офис National City bank на Wall Street 38, 1812 год
Открытие National City Bank на Уолл-стрит, сентябрь 1812 года
В 1812 году в Америке ещё не было ни ...