Другой типичной ошибкой практического управления рисками на предприятии является недопонимание сущности риск-менеджмента, терминологическая неразбериха, частичная или полная подмена понятийного аппарата. В соответствии с требованиями и законодательными актами российские предприятия и финансовые организации создают позиции риск-менеджеров и даже целые отделы или департаменты, которым вверяются функции контроля, отслеживания и мониторинга рисков. Правда, нередко для многих компаний такие действия являются скорее вынужденными и проводятся лишь из-за необходимости и требований со стороны государственных органов. К сожалению, руководство самих компаний не придает должного значения создаваемым службам и не видит реальную выгоду и преимущества от управления рисками.
Управлением рисками должно заниматься отдельное подразделение, поскольку каждый банк сталкивается со множеством взаимосвязанных рисков, требующих постоянной оценки, контроля и управления. Задача департамента риск-менеджмента − стратегическое управление рисками и оперативное управление или координация действий профильных отделов. Это позволяет получать синергетический эффект и оперативно принимать правильные решения. С сожалением приходится констатировать, что успехи большинства банков на этом поприще пока весьма скромны, а системный подход чаще всего отсутствует.
В последнее время наблюдательные советы и советы директоров банков разного уровня и масштаба все чаще задаются вопросами о целях практического применения систем управления рисками. Службам внутреннего контроля организаций вменяются не только исключительно ревизионные и надзирательные функции. Приоритет в стратегическом развитии отдается созданию и развитию эффективной системы управления рисками. При этом органам управления организации настоятельно рекомендуется оценивать риски, влияющие на достижение поставленных целей, и принимать меры, обеспечивающие реагирование на меняющиеся внешние обстоятельства и условия в целях эффективности оценки финансовых рисков. В свете этого особую значимость приобретает зарубежный опыт, в том числе и по применению единой методологии по оценке рисковой стоимости.
С 2002 г. расчет рисковой стоимости портфеля объявлен Федеральным банковским комитетом Швейцарии (Swiss Federal Banking Commission) единой обязательной методологией для оценки рыночных рисков в банковской индустрии страны. Однако некоторые швейцарские коммерческие банки проводят внутренние расчеты рисковой стоимости уже с 1999 г.
При оценивании величины рисковой стоимости важно не только обеспечить наиболее точное прогнозирование, но и выявить границы возможного переоценивания или недооценивания меры риска. Необходимо уметь управлять риском, что представляет собой совокупные действия по минимизации риска и защиты от него. Модели расчета рисковой стоимости, понимание самой концепции, возможности использования в управлении активами стоят в центре исследований и анализа практического применения в современном банковском секторе.
Важно отметить, что аналитический метод на практике фактически не используется. В редких случаях применяются модификации его классической схемы, основанной на предположении о нормальности распределения цен в расчетах рисковой стоимости.
Технологии управления рисками выходят из тесных кабинетов риск-менеджеров и занимают прочное интегрирующее место в банковских системах. Ведь практически любое бизнес-подразделение банка имеет дело с понятием риска. Современные методы описания рисков позволяют интегрировать все бизнес-задачи банка в единую среду.
Другие материалы:
Денежная масса и денежная база
Для определения оптимального количества денег в экономике и регулирования их выпуска в оборот необходимо использовать количественные величины, характеризующие денежное предложение. Такими величинами являются показатели денежной массы.
Д е н е ж н а я м а с с а – это совокупный объем всех покупате ...
Методы борьбы со страховым мошенничеством
В настоящее время для участников страхового рынка борьба с мошенничеством выходит на первый план.
Первоочередная роль в борьбе со страховой преступностью отводится правоохранительным органам. Вместе с тем, роль соответствующих служб, подразделений и сотрудников страховых организаций оказывается н ...
Налично-денежный
оборот и особенности его организации в России
Для осуществления кассового обслуживания клиента кредитные организации создают кассовый узел, а также могут открывать операционные кассы внекассового узла, устанавливать банкоматы, осуществлять инкассацию и доставку денежных средств и ценностей.
Для комплексного кассового обслуживания кредитная о ...