Протекционистская политика может принимать форму тарифных и нетарифных ограничений. Тарифные ограничения представляют собой введение дополнительных и/или увеличение существующих таможенных пошлин, сборов. К нетарифным ограничениям относится:
- квотирование (установление на определенный срок количественного ограничения объема ввоза товаров в натуральном или стоимостном выражении);
- импортный депозит (импортер, купивший валюту для оплаты коммерческой сделки за границей, обязан депонировать на беспроцентный счет эквивалентные средства в национальной валюте);
- эмбарго;
- лицензирование;
- повышение требования к качеству ввозимой продукции;
- вынуждение партнеров к «добровольному ограничению экспорта» и т. д.
Названные меры связывают денежные средства импортера и делают его не таким активным.
Ограничение импорта может быть направлено на подавление инвестиционного и потребительского спроса, предъявляемого как со стороны государства, так и частных фирм, населения. Рестриктивная политика состоит во введении ограничений для населения страны на потребление импортных товаров. Для этого проводятся мероприятия по сокращению платежеспособного спроса населения.
два направления регулирования платежного баланса за счет проведения политики валютного курса: дефляционная политика и инфляционная политика. Дефляционная политика направлена на укрепление национальной валюты и предполагает сокращение денежной массы в обращении за счет ограничения бюджетных расходов, повышения учетной ставки процента, замораживания цен и заработной платы, введения валютных ограничений. На основе этих мер сокращаются внутренние расходы, сдерживается внутренний платежеспособный спрос и обеспечивается сбалансированность платежного баланса. Дефляционная политика способна вызвать падение производства и, следовательно, рост безработицы, снижение жизненного уровня. Инфляционная политика связана с девальвацией, снижением курса национальной валюты. На основе этих мер происходит повышение цен в национальной валюте на импортные товары и относительное понижение цен на экспортные товары. В итоге на внешнем рынке увеличивается спрос на экспортные товары, на внутреннем рынке сокращается спрос на импортные товары. Тем самым создаются стимулы для расширения экспорта и сокращения импорта, дефицит платежного баланса уменьшается и даже исчезает.
Существуют два способа покрытия дефицита платежного баланса: балансирование экспортно-импортных операций и финансирование обязательств. Балансирование дефицита платежного баланса распадается на два метода:
увеличение экспорта;
ограничение импорта.
Увеличение экспорта может проводиться различными путями. Среди них: экспортная премия, экспортный кредит, экспортные заказы, демпинг, экспортные субсидии. Ограничение импорта может проводиться мерами протекционистской и рестриктивной политики. Протекционистская политика может принимать форму тарифных и нетарифных ограничений. Рестриктивная политика состоит во введении ограничений для населения страны на потребление импортных товаров. Для этого проводятся мероприятия по сокращению платежеспособного спроса населения.
Финансирование дефицита платежного баланса состоит в покрытии отрицательного сальдо за счет привлечения иностранных кредитов, повышения учетной ставки процента с целью привлечения иностранных капиталов, уменьшения международных резервов страны (золотовалютных резервов). Для финансирования дефицита платежного баланса используются как долгосрочные кредиты, так и кредиты центральных банков по валютным соглашениям «своп». Главным источником финансирования дефицита платежного баланса в настоящее время служат иностранные резервные валюты, что дает огромные преимущества странам-эмитентам резервных валют. Они могут погашать дефицит своего платежного баланса своей собственной валютой, в то время как все остальные страны должны заработать резервные валюты путем экспорта товаров и услуг. Проблему выравнивания платежного баланса различные государства пытаются решать также методами валютного контроля и валютного регулирования.
Другие материалы:
Сущность и значение коммерческого кредита
Первоначально кредит возник как случайное явление, но по мере становления и развития товарно-денежных отношений сфера функционирования кредитных отношений расширялась, необходимость в кредите постепенно приобретала устойчивый характер – кредитные отношения стали выражать постоянные связи между уча ...
Первый этап: конец XVII века – 1861гг
Первый этап связан, во-первых, с принятием ряда государственных законопроектов, на основании которых намечалась будущая работа сберегательных учреждений и, непосредственно, с образованием в России первых сберегательных институтов – сберегательных касс. Во-вторых, с определением основного функциона ...
Органы управления и организационная структура Центрального банка
Высшим органом управления Банком России является Совет директоров. Закон определяет состав, полномочия и порядок назначения, основные функции и вопросы организации работы высшего управляющего органа Банка России. Совет директоров – это коллегиальный орган. Он определяет основные направления деятел ...