До 1 января 2002 г. РПМ отличался от других резервов тем, что технические резервы уменьшали налогооблагаемую прибыль только на величину изменений, РПМ полностью вычитался из прибыли. После 1 января 2002 г. в соответствии с пп.1 п.2 ст.294 НК РФ к расходам страховых организаций, понесенным при осуществлении страховой деятельности, относятся суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Поскольку РПМ не имеет отношения к страховым обязательствам страховщика, то отчисления в РПМ не учитываются для целей налогообложения прибыли начиная с 2002 г.
Согласно пп.4 п.1 ст.10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ по состоянию на 1 января 2002 г. налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по методу начисления, обязан включить в состав доходов суммы, подлежащие единовременному восстановлению в связи с различиями в оценке объектов или операций, подлежащих учету в целях налогообложения в соответствии с требованиями гл.25 НК РФ. К таким объектам или операциям относятся, в частности, остатки неиспользованных средств резервов, отчисления в которые по действующему законодательству до вступления в силу гл.25 НК РФ уменьшали налоговую базу.
Указанные положения не применяются в отношении сумм резервов:
предстоящих расходов на ремонт, формируемых организациями, согласно ст.260 НК РФ;
по сомнительным долгам, если организация до 1 января 2002 г. признавала выручку в целях налогообложения "по отгрузке";
на гарантийный ремонт в части средств, относящихся к объектам, срок гарантийного ремонта которых не истек;
предстоящих расходов на оплату отпусков, не использованных по состоянию на 1 января 2002 г.;
на возможные потери по ссудам, формируемым банками, не использованным по состоянию на 1 января 2002 г.;
под обесценение ценных бумаг, сформированных организациями - профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность в соответствии со ст.300 НК РФ, не использованных по состоянию на 1 января 2002 г.
Таким образом, при изменении порядка налогообложения резервов перечень резервов, по которым не применяется пп.4 п.1 ст.10 Закона N 110-ФЗ, исчерпывающий. Как отмечалось, РПМ по назначению, порядку формирования, отражения в бухгалтерском учете, переоценке (при формировании страховых резервов в иностранной валюте страховые резервы подлежат переоценке, а РПМ - нет) не являлся страховым резервом как до 1 января 2002 г., так и после 1 января 2002 г. Поскольку изменился порядок признания расходов для целей налогообложения прибыли, пп.4 п.1 ст.10 Закона N 110-ФЗ применяется в отношении отчислений в РПМ.
Учитывая изложенное и на основании изменений и дополнений ст.10 Закона N 110-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, суммы РПМ, не использованные на 1 января 2002 г., включаются налогоплательщиками в доход налоговой базы налога на прибыль переходного периода как остатки неиспользованных средств резервов, отчисления в которые до вступления в силу гл.25 НК РФ уменьшали налоговую базу. Заметим, что действует льготный порядок уплаты налога на прибыль переходного периода, поскольку налог уплачивается не сразу, а в течение 5 лет[4].
Другие материалы:
Денежно-кредитное регулирование экономики. Инструменты денежно-кредитной политики
ЦБ РФ
Суть - воздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег.
Объектом воздействия инструментов денежно-кредитной политики является денежное предложение и денежный мультипликатор Основным методом денежно-кредитного регулирования - политика рефинан ...
Второй этап: 1862-1895гг
Выделение данного этапа в развитии российского сберегательного дела предопределили радикальные преобразования эпохи «великих реформ» 1860-х гг., коренным образом изменивших облик России, одним из которых явилась и «реорганизация кредитной системы страны».
Период с 1862-1864 гг. стал временем рефо ...
Безопасность и защита от несанкционированного доступа
Как правило, все программное обеспечение и специальное оборудование, используемое в банках, имеет собственные средства защиты от несанкционированного доступа. Однако часто этого бывает недостаточно. Самыми уязвимыми в банковской системе являются места стыковки модулей различных производителей. Кро ...