Первый этап связан, во-первых, с принятием ряда государственных законопроектов, на основании которых намечалась будущая работа сберегательных учреждений и, непосредственно, с образованием в России первых сберегательных институтов – сберегательных касс. Во-вторых, с определением основного функционального назначения сберегательных касс в Российской империи – «прием небольших сумм на сохранение для приращения процентов» от мелких вкладчиков – населения.
Известно, что в России первая инициатива организации сберегательного дела принадлежит государству. Если на Западе сберегательные учреждения возникали, в основной своей массе, по решению общественных организаций и лишь со временем «удостаивались» законодательного регулирования, то в императорской России, где роль государства по традиции была доминирующей, именно правительство стало инициатором появления и развития сберегательных учреждений. Считается, что первый подобный проект относится еще ко времени правления Екатерины II.
Уже позднее, в 1826 г. Николай I поставил вопрос о разработке проекта общеимперской организации сберегательных касс при Приказах общественного призрения. Исходя из опыта работы сберегательных касс в Германии и некоторых других европейских странах, рассмотревший данный вопрос Государственный совет Российской империи признал необходимость их организации в России. Но в результате того, что по оценкам большинства руководителей местных Приказов (заключавшим в себе статистические данные об очень низком уровне жизни бедного класса) Совет вынес решение о невозможности в этот период создания широкой сети сберегательных институтов. В итоге данный проект был отложен до середины 1830-х гг. В этот же период член Совета Министр финансов граф А.Г. Кушелев-Безбородко предлагает новый проект организации сберегательных касс во всех уездных городах Российской империи. В последствие данный проект стал основой функционирования созданных уже позднее сберегательных касс в Российской империи, но в данный период не был реализован из-за своей масштабности и грандиозности – необходимо было организовывать несколько сот сберегательных касс сразу, реально же, государство не имело такой возможности.
Родоначальником сберегательного дела в России считается Е.Ф. Канкарин, возглавляющий Министерство финансов в 1824-1844 гг Он способствовал разработке и подписанию в октябре 1841 г. Николаем I первого Устава сберегательных касс и учреждению первых сберегательных касс: сначала в Санкт-Петербурге, затем в Москве, а несколько позже и в Одессе.
Первые два десятилетия существования этих сберегательных институтов не стали периодом значительного их развития (при этом деятельность уставных сберкасс оставалась незначительной и малопривлекательной не только в силу организационных недочетов – малой распространенности и бюрократизации, но и конкуренции собственно банков, среди которых Заемный банк и сами Приказы общественного призрения также могли наравне со сберкассами принимать и самые мелкие суммы).
Процесс распространения этих учреждений после 1849 г. был прекращен, а сумма вложенных вкладчиками денег увеличивалась очень медленно. Положение стало постепенно меняться лишь после ликвидации крепостного права и с принятием первого варианта нового Устава в 1862 г. – с этого момента, на мой взгляд, начинается второй этап в развитии сберегательного дела в России.
Другие материалы:
Участники рынка ценных бумаг
рынок ценный бумага фондовый
Участниками рынка ценных бумаг является эмитенты, инвесторы, профессиональные участники, государственные органы регулирования и контроля.
Эмитенты – юридическое лицо либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами рынка це ...
Рекомендации по совершенствованию методики анализа кредитных
операций АО Банк "Финансы и Кредит"
В условиях высокой конкуренции и нестабильности финансовых рынков вопрос анализа и объективной оценки деятельности кредитных учреждений становится все более актуальным. Одна из задач на пути совершенствования методики анализа кредитных операций состоит в повышении качества современных методов анал ...
Классификация по статусу страховщика
Страховщиком в Украине признается юридическое лицо (субъект предпринимательства), созданное в форме акционерного, полного, коммандитного товарищества или товарищества с дополнительной ответственностью и имеющее лицензию на осуществление страховой деятельности. Количество участников страховщика дол ...