Кредитный риск находится в прямой зависимости от качества кредитного портфеля. Кредитный портфель — это результат деятельности банка по предоставлению кредитов, который включает в себя совокупность всех выданных банком кредитов за определенный период времени. Качественная оценка риска кредитного портфеля становится особенно актуальной в связи с диверсификацией банками своих операций.
Анализируя качество потребительского кредитного портфеля, российские банки в последние годы осуществляют ранжирование кредитов, т.е. используют метод систематической и объективной классификации ссудного портфеля в соответствии с характеристиками качества и риска. Основные цели ранжирования кредитов:[48]
• повышение эффективности ссудных операций;
• улучшение качества портфеля за счет: использования предупреждающих сигналов; улучшения управленческой информации и контроля; определения стандартов и установления границ ответственности;
• создание основы для управленческих решений.
Важнейшими факторами, в соответствии с которыми осуществляется ранжирование потребительских кредитов, является состояние отчетности, информация о состоянии дел и счетов клиента, отношения с клиентами, наличие обеспечения. Чтобы обезопасить себя от заведомо безвозвратных ссуд, банк должен строить свою работу с клиентами, используя две аксиомы, проверенные временем:[49]
1) заниматься кредитованием преимущественно тех направлений, в кредитовании которых у банка уже накоплен значительный опыт;
2) не выдавать ссуды за пределы обслуживаемого региона.
Отсутствие понимания необходимости тщательного анализа качества ссудной задолженности (особенно предварительного анализа возвратности ссуды) во многом объясняет неустойчивое положение многих отечественных банков. Отчасти низкое качество ссудного портфеля определяется общим кризисным состоянием общества. Основными отличительными чертами кредитных портфелей российских банков можно считать: краткосрочность кредитов, формирующих портфель, и повышенную рискованность потребительского портфеля. Краткосрочность большой части кредитов обусловлена отсутствием благоприятной инвестиционной среды на российском рынке.
Банки в процессе своей деятельности должны проводить четкую целенаправленную политику в области вложений капитала. При этом они должны преследовать цели получения максимальной прибыли от вложений; достижения оптимального управления кредитным портфелем; поддержания необходимого уровня ликвидности и платежеспособности; создания резервов роста и т.д.
При невозможности погашения ссуды непосредственно заемщиком и поручителем банк списывает ссуду на убытки. Для этих целей в банках создаются специальные резервные фонды на покрытие кредитных рисков. Резервы на покрытие убытков по кредитным операциям создаются в размере страхового возмещения, необходимого для покрытия рисков по каждой группе кредитов. Таким образом, чем более рисковую кредитную политику проводит банк, тем больший резерв он должен создать, использовав для этого средства из прибыли. Зарубежные коммерческие банки в настоящее время, например, создают резервы на покрытие убытков по кредитам, предоставляемым по кредитным картам, в размере 2-3% от сумм предоставленных кредитов.
В российской банковской практике своеобразным амортизатором кредитного риска служит резервный фонд, создаваемый коммерческими банками для компенсации потерь по выданным кредитам. На основании Инструкции Банка России № 62а банки обязаны создавать резерв на возможные потери по ссудам.
Современные банки проявляют глубокую заинтересованность в качественной оценке степени кредитного риска и снижении его влияния на финансово-хозяйственную деятельность с применением соответствующего комплекса мероприятий. Но реальная оценка кредитного риска банка возможна при проведении детального анализа совокупности факторов, приводящих к возникновению риска при кредитовании.
Качественный анализ целого ряда рискообразующих факторов позволил бы банкам не только принимать адекватные решения по выдаваемым потребительским ссудам, но и в дальнейшем свести к минимуму прямые финансовые потери от невозврата кредитов.
Анализ факторов, в наибольшей степени влияющих на рост потерь банков по различным потребительским ссудам, позволил западным банкирам сделать следующие выводы. По данным Всемирного банка (таблица 6), внутренние для банка факторы являются причиной 67% потерь банков по ссудам, а на долю внешних факторов приходится, соответственно, 33% потерь.
Другие материалы:
Развитие интернет-банкинга в России
Первое упоминание о российских системах интернет-банкинга связано с развертыванием в 1998 году системы «Интернет Сервис Банк» в Автобанке. Она предназначалась для физических лиц, а для управления счетами было достаточно лишь стандартного браузера.
Вслед за Автобанком подобные решения стали внедря ...
Инвестиционные компании
Инвестиционные компании (фонды) представляют собой разновидность кредитно-финансовых организаций, специализирующихся на привлечении ресурсов инвесторов путем выпуска собственных ценных бумаг и размещения мобилизованных средств в инструменты денежного рынка, рынка капиталов, в специализированные ак ...
Концепция реинжиниринга процессов обслуживания клиентов
Целесообразность введения понятия "банковская триада" определяется возможностью с ее помощью уточнить содержание понятия "банковская технология обслуживания клиентов" и классифицировать множество этих понятий. Схема установления соответствия между понятиями "банковская тех ...