Современная нормативно-правовая база лизинга складывалась в несколько этапов. Как было отмечено, весной 1994 года были приняты Методические указания по ведению бухгалтерского учета лизинговых операций.
1996 год был следующим этапом в нормативном становлении лизинга. Весной принимается Положение о лизинге на территории Республики Беларусь. Осенью - новые Методические указания по ведению бухгалтерского учета лизинговых операций, соответствующие принятому Положению о лизинге. Официально признается свободная форма начисления амортизации на объект лизинга. Положение о лизинге является основным нормативным актом регулирующим лизинговую деятельность в РБ, утвержденное постановлением Совета Министров №1769 от 31.12.97г. Однако поскольку в момент принятия Положения о лизинге Республика Беларусь не являлась участницей Конвенции о международном финансовом лизинге, то нормы этого международного акта национальным законодательством в полной мере не учитывались. С 1 марта 1999г. для РБ на основании Указа Президента "О присоединении республики Беларусь к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге" от 2.07.1998г. №352 вступила в силу Конвенция УНИДРУА "О международном финансовом лизинге", подписанная в Оттаве 28 мая 1988 года. Данный международный договор оказал определенное влияние на развитие новой отечественной нормативной базы о финансовой аренде. С 1 июля 1999г. вступил в силу новый Гражданский кодекс РБ, который сгладил некоторые противоречия международного и национального законодательства. В этом Положении предусмотрено регулирование трех аспектов лизинга:
· как вида деятельности;
· как вида договора между лизингодателем и лизингополучателем;
· как проекта, включающего в себя не только сам договор лизинга, но и договор купли-продажи между лизингодателем и продавцом объекта лизинга, договор страхования объекта лизинга, договор кредитования лизингодателя по данной сделке, договора гарантии, залога и иные договорные отношения.
В связи с этим, в Положении дается определение лизинговой деятельности, лизингового договора, и излагаются правила проведения лизингового проекта.
Быстрое развитие лизинга в республике было приостановлено летом 1997 года после выхода постановления Совета Министров РБ № 1045 от 8 августа 1997 года «О предприятиях и организациях, осуществляющих деятельность по передаче имущества в лизинг» в соответствии с ним вводилось лицензирование лизинговой деятельности и устанавливался минимальный уставный фонд для лизинговых компаний в размере 50000 ЭКЮ. В первом квартале 1998 года, по сравнению с третьим кварталом 1997 года, произошло снижение лизинговых сделок в 5 раз. Очевидно, это послужило поводом для отмены постановления о лицензировании. Очередным решением «О внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров РБ» от 6 июля 1998 года лицензирование лизинговой деятельности было отменено.
Конец 1997 года начало 1998 года - последний этап в разработке нормативных правил. Если предыдущие два этапа инициировались Белорусским союзом лизингодателей, то последний этап начался с Указа Президента Республики Беларусь № 587 от 13 ноября 1997 года "О лизинге", в котором устанавливалось, что:
· при таможенном оформлении объектов лизинга в таможенном режиме свободного обращения по заявлению заинтересованного лица предоставляется рассрочка по уплате таможенных платежей, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок действия договора лизинга, но не более чем на пять лет;
· лизингодателям-нерезидентам Республики Беларусь гарантируется беспрепятственный перевод за границу лизинговых платежей в иностранной валюте после уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Важную роль в регулировании лизинговой деятельности играет Гражданский кодекс Республики Беларусь. В § 6, в статьях 636-641 отражены основные правовые аспекта лизинга на территории РБ. Хотелось бы отметить, что с принятием нового ГК РБ, национальное законодательство о финансовой аренде практически полностью соответствует международным договорам подписанным Республикой Беларусь (в т.ч. Конвенции о межгосударственном лизинге, подписанной 25.11.98 г. и регулирующей лизинговые отношения между странами СНГ). Для страны с развивающейся экономикой, какой является Республика Беларусь, лизинг может быть использован как эффективный способ продвижения отечественных инвестиционных товаров на внутренний и внешние рынки. Это особенно актуально при работе с контрагентами, временно испытывающими недостаток свободных денежных ресурсов. Создание разветвленной системы лизинга грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники, продукции белорусского станкостроения и многих других товаров позволило бы "смикшировать" проблему неплатежеспособности потребителей и увеличить рост продаж.
Другие материалы:
Факторинговый кредит
Факторинговые отношения как вид торгово-комиссионных операций возникли в XVI-XVII веках. Сначала это были операции специализированных торговых посредников, позднее – торговых банков. В процессе хозяйственной деятельности у предприятий, организаций может возникнуть потребность в немедленном превращ ...
Специализация страхователей, страховые объединения
Страхователь — это лицо, которое в силу закона или договора страхования обязано уплатить страховщику страховую премию (плату за страхование), а при наступлении предусмотренного события (страхового случая) вправе требовать от страховщика страховую выплату себе, либо застрахованному, либо получателю ...
Деятельность АКБ «Московский Индустриальный Банк» под влиянием банковского
кризиса 1998 года
В отчетном 1998 году на деятельность банковской системы России сильное влияние оказал финансовый кризис, остро проявившийся во второй половине года, вследствие чего прекратили существовать или испытывали серьезные финансовые затруднения крупнейшие российские банки. В этой сложной ситуации АКБ «Мос ...