- способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.
Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:
- макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;
- социально-экономические приоритеты развития общества;
- совершенство законодательной базы;
- проводимая Банком России кредитная политика;
- степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;
- исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.
Механизм регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.
Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные [12].
Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты, разрешения на проведение операций и отдельных направлений деятельности банков.
Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).
Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.
Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе «О банках и банковской деятельности» и нормах международного банковского права. Методы направлены на оказание помощи банкам в введении финансовой отчетности, составлении документов и принятии оперативных решений. Например, изменение порядка формирования кредитными организациями резервов на возможные потери. (Новая редакция Положения Банка России № 232-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»). Особенности формирования резервов на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами оффшорных зон в соответствии с ЦБР № 1584-У от 22.06.06 г.
В данном Положении рассматриваются такие вопросы, как:
- Процентные нормы отчислений в резерв. Периодичность формирования резервов и их корректировка.
- Перечень факторов риска, на основании которого выносится мотивированное суждение о необходимой к созданию величине резерва.
- Особенности оценки риска потерь по балансовым активам: вложениям в ценные бумаги, средствам, размещенным на корреспондентских счетах, дебиторской задолженности, основным средствам, переданным в аренду, прочему участию, не уменьшающему величину собственных средств (капитала банка).
- Особенности оценки риска потерь по условным обязательствам кредитного характера.
- Порядок формирования резерва по условным обязательствам кредитного характера с учетом предоставленного обеспечения по сделке.
- Резерв по срочным сделкам. Особенности формирования резервов под прочие потери.
- Особенности составления отчетности по форме 0409155 «Сведения о резервах на возможные потери».
Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.
Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:
- анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;
- проверка отдельных направлений деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;
- проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.
Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчеты о прибылях и убытках.
Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:
- взыскать штраф;
- назначить временную администрацию для управления проблемным банком;
- отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.
Одним из условий обеспечения устойчивости банковской системы является комплексный подход к проблеме контроля и надзора, сочетающий государственный контроль и надзор за банковской системой и банковской деятельностью, а также осуществление контрольно-надзорных полномочий во всех направлениях контроля и надзора в сфере банковской деятельности, включая контроль за созданием кредитных организаций и лицензированием банковской деятельности, банковский надзор, валютный контроль, контроль за соблюдением налогового и антимонопольного законодательства, борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и др.
Другие материалы:
Микроуровень
Этот уровень предполагает наличие определённых рисков в микро-экономических условиях (они, как правило, возникают на основе решений управленческого аппарата).
Кредитный риск.
Кредитная деятельность требует определённых суждений относительно кредитоспособности заёмщика. Эти суждения не всегда точ ...
Цели и задачи внутреннего контроля
В современных российских условиях система внутреннего контроля в РКЦ создается в следующих целях:
1. Обеспечение соблюдения всеми сотрудниками РКЦ при выполнении своих служебных обязанностей требовании федерального законодательства и нормативных актов, включая постановления Правительства РФ, указ ...
Организация
кассовых операций в народном хозяйстве
Коммерческий банк заключает с предприятием, организацией, учреждением (далее предприятие), предпринимателем договор на расчетно-кассовое обслуживание, который не должен противоречить установленным требованиям Национального банка Республики Беларусь к совершению кассовых операций и законодательству ...