На основе характеристики отечественной банковской системы и анализа правового статуса основных субъектов банковской деятельности, к которым автор относит Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков, автор заключает, что, с одной стороны, деятельность как Банка России, так и кредитных организаций является предметом контроля и надзора со стороны различных контролирующих и надзорных органов государства, с другой стороны, как Банк России, так и кредитные организации являются субъектами контроля и надзора в отношении своих контрагентов (Банк России — в отношении кредитных организаций, а кредитные организации — в отношении своих клиентов). Среди субъектов банковской деятельности Банк России обладает особым конституционно-правовым статусом как специальный орган государства, создание которого прямо предусмотрено в ст.75 Конституции РФ. Он наделен специальной компетенцией и публично-правовыми функциями по управления банковской системой страны, а также по осуществлению контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций.
Исследуя гражданско-правовой статус Банка России, можно отметить, что попытки применения к нему каких-либо организационно-правовых форм, предусмотренных в ГК РФ, несостоятельны. Банк России не подпадает под категорию коммерческих и некоммерческих организаций. Он обладает уникальной природой, особым конституционно-правовым статусом, которые не укладываются в рамки ГК РФ.
Кредитные организации представляют собой наиболее многочисленную часть банковской системы. В зависимости от оснований классификации, можно выделить различные их виды. Наиболее характерным признаком их классификации является перечень разрешенных для осуществления банковских операций (вид лицензии), в соответствии с которым различают банки и небанковские кредитные организации.
В отличие от контроля надзор характеризуется отсутствием отношений подчиненности между надзорными органами и поднадзорными лицами. Надзор предусматривает право надзорного органа оценивать деятельность поднадзорного лица лишь с точки зрения законности, а не целесообразности. При этом вмешательство надзорного органа в оперативную, хозяйственную и иную самостоятельную деятельность поднадзорного лица не допускается. Контроль может быть как государственным, так и негосударственным. Надзор, как правило, осуществляется исключительно органами государства. В сфере банковской деятельности понятие контроля применимо в отношениях между отдельными контролирующими органами государства и Банком России (бюджетный, налоговый, таможенный контроль, и др.), а также между кредитными организациями и их клиентами (контроль кредитных организаций за соблюдением финансового законодательства их клиентами). Понятие надзора применимо преимущественно в отношениях между Банком России и кредитными организациями, за некоторыми исключениями (например, антимонопольный контроль и др).
В 2011 году Банком России зарегистрированы 3 вновь созданные кредитные организации, а 18 кредитных организаций, или 1,8% от общего числа действующих кредитных организаций, расширили свою деятельность путем получения лицензий (при этом 2 банкам выдано несколько видов лицензий), из них:
– 4 банкам выданы генеральные лицензии на осуществление банковских операций, в том числе 1 из них – в результате реорганизации в форме присоединения одновременно с выдачей лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
– 6 банкам выданы лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, в том числе 1 банку – в результате реорганизации в форме присоединения одновременно с выдачей генеральной лицензии на осуществление банковских операций и 1 банку – одновременно с выдачей лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;
– 3 банкам – участникам системы страхования вкладов, имевшим лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, были выданы лицензии на проведение соответствующих операций в иностранной валюте;
– 5 банкам выданы лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, из них: 1 банку – одновременно с выдачей лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
– 1 банку выдана лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
– 1 небанковской кредитной организации выдана лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, содержащая более широкий перечень банковских операций по сравнению с ранее выданной лицензией.
Другие материалы:
Сущность и значение коммерческого кредита
Первоначально кредит возник как случайное явление, но по мере становления и развития товарно-денежных отношений сфера функционирования кредитных отношений расширялась, необходимость в кредите постепенно приобретала устойчивый характер – кредитные отношения стали выражать постоянные связи между уча ...
Доходы, расходы и финансовый результат деятельности страховщика
Доходы от страховых операций формируются на основе страховых платежей, в том числе по договорам, полученным в перестрахование.
Доходы от инвестирования страховых резервов – это прямое инвестирование (участие страховщика в уставном капитале других юридических лиц), ценные бумаги, недвижимость, деп ...
Анализ депозитных операций и депозитной политики на
примере ОАО АКБ «Росбанк»
Депозитная политика ОАО АКБ «Росбанк»
Акционерный коммерческий банк «Росбанк» — многопрофильный частный финансовый институт, один из лидеров российской банковской системы. По состоянию на 1 октября 2010 г. собственный капитал Росбанка составил 44 278,61 млн. рублей, а суммарные активы – 721 333,7 ...