Еще один важный вопрос заключается в определении термина «один клиент». В соответствии с международной практикой таким клиентом считается одно лицо или группа взаимосвязанных физических/юридических лиц, которые являются заемщиками одного и того же финансового института и его дочерних предприятий. Формально отдельные клиенты на самом деле могут быть взаимно связаны или контролировать (напрямую или косвенно) других клиентов − обычно за счет владения 25% голосов, контрольным пакетом акций или имея право участия в управлении предприятием. Кроме того, кредиты, выданные таким взаимосвязанным клиентам, могут представлять для банка единый риск, так как между ними существует финансовая взаимозависимость и ожидаемый источник погашения у них один и тот же.
С практической точки зрения, крупные кредиты обычно являются признаком желания банка поддержать определенных клиентов. Банки, которые увлекаются кредитованием больших корпоративных клиентов, иногда забывают о рисках, связанных с таким кредитованием.
Вопрос управления крупными кредитами имеет и следующие дополнительные аспекты: адекватность политики банка, инструкций и процедур, отслеживающих общее или взаимосвязанное владение; эффективный контроль; общие денежные потоки. В отношении крупных клиентов банк должен уделять особое внимание полноте и точности информации. Служащие кредитного отдела банка должны постоянно отслеживать события, влияющие на деятельность крупных заемщиков независимо от того, выполняют они свои обязательства перед банком или нет. Если какие-либо внешние события вызывают беспокойство, банк должен запросить у заемщика дополнительную информацию. Если есть некоторая вероятность того, что заемщик будет иметь сложности с выполнением своих обязательств перед банком, то информация об этом должна быть представлена выше в соответствии с иерархией управления кредитными рисками и должен быть разработан план на случай непредвиденных обстоятельств, если сомнения в платежеспособности заемщика станут реальными.
Еще одним показателем концентрации рисков является кредитование банком единственного сектора экономики или только одного географического региона. Данное обстоятельство делает банк уязвимым перед слабостями конкретной отрасли промышленности или региона; у него есть риск, что сразу несколько клиентов обанкротятся по одним и тем же причинам. Данная проблема в особенности характерна для региональных или специализированных банков, действующих в небольших странах с узконаправленными экономиками, например в преимущественно сельскохозяйственных странах или в тех, которые экспортируют только один продукт. На рисунке 6 представлен анализ по секторам, который может быть произведен для предупреждения таких проблем.
Часто сложно оценить, какую в совокупности сумму кредитов выдал банк тому или иному сектору экономики, так как большинство систем отчетности банков не предоставляют такой информации. Еще более осложняют данную проблему разнообразные корпоративные группы; например, кредит, выданный многоотраслевому холдингу, может быть использован для финансирования проектов в различных отраслях промышленности.
В любом случае банки, которые по своему характеру подвержены данным рискам, должны иметь хорошо организованные системы их отслеживания, чтобы оценивать влияние неблагоприятных тенденций на качество своего кредитного портфеля и на прибыли и убытки. Данные банки должны также иметь механизмы по управлению увеличивающимися рисками.
7. Классификация активов.
Классификация активов нужна для того, чтобы оценить актив с точки зрения кредитного риска, степень которого зависит от вероятности обслуживания и погашения долга в соответствии с контрактными условиями. В принципе все активы, по которым банк несет риски, должны классифицироваться, включая кредиты и авансы, дебиторскую задолженность, инвестиции, участие в капиталах и условные обязательства.
Другие материалы:
Информационные технологии и кредитный процесс
Одним из критериев оценки конкурентоспособности банка является степень использования им информационных технологий и автоматизации банковских процессов. Банк инвестирует значительные средства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуникационное оборудование, в создание баз данных и внедре ...
Деятельность АО Лондон-Алматы на финансовом рынке
Республики Казахстан
АО «Страховая компания «Лондон-Алматы» образовано 20 ноября 1997 года и на протяжении всей своей деятельности является одной из лидирующих страховых компаний Республики Казахстан.
Компания имеет лицензию практически по всем классам страхования (13-11/2 от 13.04.2007 г.) [14].
Основной целью деят ...
Концепция реинжиниринга процессов обслуживания клиентов
Целесообразность введения понятия "банковская триада" определяется возможностью с ее помощью уточнить содержание понятия "банковская технология обслуживания клиентов" и классифицировать множество этих понятий. Схема установления соответствия между понятиями "банковская тех ...