Анализ кредитоспособности заемщика включает целый ряд методов, важнейшими из которых являются:
– сбор информации о клиенте;
– оценка финансовой устойчивости заемщика;
– оценка платежеспособности заемщика;
– оценка кредитного риска;
– анализ денежных возможностей банка.
Наибольшее распространение в практике российских коммерческих банков получило использование метода оценки финансовой устойчивости клиента на основе финансовых коэффициентов, которые объединяются, как правило, в 4 группы: коэффициент ликвидности (платежеспособности), коэффициенты финансовой независимости (рыночной устойчивости), коэффициент оборачиваемости, коэффициент рентабельности.
Система показателей кредитоспособности заемщика, по нашему мнению, должна включать в себя не только финансовые показатели, но и нефинансовые, в том числе и атрибутивного характера, такие, например, как уровень менеджмента, деловая репутация заемщика, уровень организации управления, качества продуктов и услуг. Особое значение имеет оценка опыта работы банка с клиентом по таким направлениям, как длительность взаимоотношений банка с клиентом, качественные параметры операций банка с данным клиентом по видам кредитных продуктов, кредитная история и пр.
Для расчета финансовых коэффициентов вполне достаточны показатели баланса. В некоторых случаях они дополняются данными финансовых отчетов предприятия.
В практике российских коммерческих банков основные и дополнительные показатели используются в самых различных комбинациях, причем состав основных показателей, как правило остается неизменным, в то время, как состав дополнительных показателей подвержен быстрому изменению, в зависимости от деятельности заемщика.
Каждый коммерческий банк использует свою оригинальную методику, способствующую снижению кредитного риска. В рамках второй главы мы рассмотрели методику снижения кредитного риска Муромцевским ОСБ № 2257.
Кредитный риск зависит от экзогенных факторов (т.е. «внешних», связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и эндогенных факторов («внутренних», вызванных ошибочными действиями самого банка). Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные потери. Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики банка.
Как мы выяснили в дипломной работе, конкретные меры по управлению кредитными рисками обычно включают 3 вида директив.
Первый вид − это директивы, направленные на ограничение или уменьшение кредитных рисков, например определяющие концентрацию и размер кредитов, кредитование связанных с банком лиц или превышение лимитов.
Второй вид включает директивы по классификации активов. Сюда входит анализ вероятности погашения портфеля кредитов и прочих кредитных инструментов, включая начисленные и невыплаченные проценты, которые подвергают банк кредитному риску.
Третий вид включает директивы по кредитному резервированию − не только по портфелю кредитов, но также по всем другим активам, которые могут привести к убыткам.
В ходе дипломного исследования мы выяснили, что важнейшим источником информации о состоянии дел перспективного заемщика служат его финансовые отчеты, сметы, данные о прибылях и убытках. Банки используют эти материалы не только для определения обоснованности заявки на кредит с точки зрения потребности фирмы в дополнительных денежных ресурсах, но и с учетом перспектив развития фирмы в будущем, получения ею прибыли и степени вероятности неплатежа по ссуде.
Другие материалы:
Организация
кредитования в ОАО АКБ "Банк Москвы"
"Банк-Москвы" является одним из самых крупных банков Приморского края. Акционерный коммерческий банк "Банк-Москвы" является кредитной организацией, созданной по решению учредителей в форме акционерного общества. Уставный капитал "Банк - Москвы" составляет 21,6 млн. ру ...
Регулирование
деятельности банков
Государственное регулирование банковской деятельности обычно осуществляется центральными банками государств. В Республике Беларусь регулирование деятельности банков и надзор за ней являются функциями Национального банка Республики Беларусь. При этом главными целями Национального банка являются: по ...
Средства рекламной деятельности в банке и их виды
Формы рекламы очень многообразны. С точки зрения банковской специфики особое значение имеет классификация форм рекламы в зависимости от рекламируемых объектов. Исходя из этого критерия, различают: рекламу банковского продукта (проводится с целью ознакомления клиентов с новыми услугами), рекламу кр ...